Недавно стала во ВКонтакте читать группу автомобилистов своего города. Полезностей много, конечно. Но знаете? Заметила, что конфликт «Водитель/пешеход» разгорается все сильнее. То количество грязи, которое льют друг на друга все участники дорожного движения, просто шокирует. Лично я в этих конфликтах не поддерживаю ни автолюбителей, ни пешеходов, потому как я бываю в шкуре каждого, но все же внести свои пять копеек в сложившуюся ситуацию считаю необходимым.
С автолюбителями понятно. Их учат в автошколе. Не все, конечно, прилежно учатся, не все вообще посещают эту автошколу. Ну, и о двоечниках не будем.
А вот пешеходам с уроками повезло много меньше. В детских садах и школах нам рассказывают далеко не все. Подавляющее большинство правил поведения на дороге мы узнаем уже на самой дороге. И вот сейчас мне хочется рассказать вам, мои дорогие мастерицы, некоторые нигде не прописанные моменты. Не всё же нитки путать!
Нет, я не считаю себя семи пядей во лбу, я не считаю себя Богом или важной всезнайкой. Я просто вожу автомобиль и вижу ситуации изнутри автомобиля немножко не так, как видят пешеходы. Давайте поочередно разберем несколько сценариев?
ВНИМАНИЕ!!! Все рассмотренные сценарии описаны с участием автомобилей С ИСПРАВНОЙ тормозной системой!
Сценарий 1. Представим ситуацию. Ночь. Неосвещенные улицы, как это часто бывает в России. Не в Москве, не в Питере, а именно в России. Водитель едет по узкой улице, а вы собираетесь перейти дорогу. Ну да, фары автомобиля вас освещают, вас видно. Но если по этой дороге едут два автомобиля навстречу друг другу, то они этими фарами слепят друг друга (они же друг другу в лоб светят), и ни тот, ни другой вас уже не видит! Особенно если вы в темной одежде летом или во всем белом зимой.
Сценарий 2. Каждый из вас знает, что водитель обязан уступить вам дорогу, если вы начали двигаться по пешеходному переходу. А если вы поленились дойти до этого перехода всего несколько метров? Или если торопитесь? Опаздываете, замерзли, идти-то пять шагов. Эти пять шагов для вас могут быть последними, потому что водитель не ожидает увидеть вас на проезжей части там, где нет пешеходного перехода, и даже не притормаживает.
Сценарий 3. А если вы вдруг выходите на пешеходный переход из-за стоящей у обочины машины? Вот тут вас точно не видно. Водитель, конечно, гад, поставил свой тазик неправильно, но за вашу жизнь отвечает не он, а вы сами. Если вы сквозь стоящую машину можете увидеть свет фар приближающейся машины ночью или просто машину днем, то никто не гарантирует, что водитель этой машины видит вас. К тому же вы можете слышать шум его колес и двигателя. А водитель не слышит цокот ваших каблучков. Он в салоне музыку слушает.
А теперь представьте, что может случиться при совмещении первого, второго и третьего сценариев.
Сценарий 4. Допустим, вы все же дошли до пешеходного перехода в отличие от вашего соседа, который пошел по второму сценарию. И тут осторожно. Сейчас вы будете переходить дорогу в три полосы. На первых двух полосах водители вас видят, останавливаются и пропускают. А что творится на третьей полосе? Вы видите? Нет. Вот тот ненаученный водитель-двоечник тоже вас не видит. И наезжает на вас. Бр! Страшно!
Хорошо! Пусть он в школе хорошо учился, пусть на права сдал самостоятельно и на отлично. Есть еще такой момент. Та же дорога, тот же переход. По самой близкой к вам полосе едет очень большая, очень высокая машина. Самое печальное тут в том, что он своим огромным кузовом закрывает все знаки, и те, кто едет по средней и дальней от вас полосе, даже не догадываются о ваших намерениях перейти дорогу. Местные водители, конечно, знают о переходах и притормаживают, но по дорогам часто ездят и иногородние. К тому же отсутствие зебры, что тоже в России считается нормой, явно, не в вашу пользу. Это был сценарий 5.
Сценарий 6. А если вы идете с детьми? Дети в коляске или на саночках. Это вообще отдельная тема. Понятно, что ребенка на руках нести очень тяжело, но это тот случай, когда все же безопаснее. Опасно толкать коляску впереди себя. По тем же причинам, что в уже описанных сценариях. И санки тащить позади себя опасно. Если коляску на дороге хоть как-то видно, то санки не видно вообще. А если дорога почищена до асфальта? Тогда быстро перетащить санки через дорогу у вас не получится. Ведь это же известно! Но почему тогда часто случаются такие трагедии? Не поленитесь, возьмите ребенка на руки или за ручку. Или попросите постороннего мужчину помочь вам. Дайте ему почувствовать себя суперменом. Ну, жалко что ли? А еще можно коляску катить рядом с собою сбоку. Жаль, что с саночками такое не пройдет.
Знаете? Когда я на эту тему общаюсь с пешеходами, я часто слышу в ответ «Водитель обязан остановиться и пропустить меня» и много подобного. Так-то да. Это правильно. Но давайте вспомним физику? Школьный курс. Встанем и пройдемся по коридору или по комнате. Быстро пройдемся. Вот быстро пойдем и резко остановимся. Очень резко. Получилось?
У меня с моими 60-ю килограммами мгновенно! остановиться не получилось. А каково водителю в одно мгновение остановить машину? Эта дура минимум тонну весит. Хотите подтверждения профессионалов? Тогда вбейте в поисковик такие волшебные слова, как например «Зависимость тормозного пути от скорости движения автомобиля», почитайте и задумайтесь.
Тут тоже есть тонкости.
Сценарий 7. Допустим, один конкретный водитель отлично чувствует свой автомобиль и знает, успеет ли остановить машину и спасти вашу жизнь. Но вчера он загрузил полный багажник мукой и повез ее к бабушке. Всё! Масса автомобиля сильно изменилась, и останавливать ее водитель будет дольше. Значит, и сила нежелаемого удара будет больше.
Сценарий 8. А если осень и этот водитель еще не успел сменить летние колеса на зимние? Вы завещание написали? Незадачливого водителя, конечно, рано или поздно накажут, но это будет потом, а пострадаете вы и сейчас.
Вернемся к нашему любимому «Водитель обязан остановиться и пропустить меня». Вы переходите дорогу по пешеходному переходу. Ключевое слово здесь «ПЕРЕХОДИТЕ»! Именно «переходите», а не «перебегаете» и не «дефилируете». Если вы перебегаете, то сразу же приравниваетесь к велосипедистам. А вот если дефилируете?
Девочки, милые, дефилировать надо вдоль дороги, а не поперек. Водителям плевать, что вы вчера довязали платье и ищете потенциальных женихов. Искать их надо по-другому. Не удивляйтесь, если какой-нибудь водитель одарит вас трехэтажной ненормативной лексикой. Это в лучшем случае. В худшем произойдет, например, сценарий 9.
Сценарий 9. Вы дефилируете, вся такая красивая и эффектная по зебре. Мужчина в хорошем автомобиле останавливается, чтоб пропустить Вас, наслаждается вашей грацией и мысленно одаривает комплиментами. А в это время на большой скорости ему в зад приезжает другой хороший автомобиль и дарит ему часть своей скорости. Получив такой подарок, первый автомобиль напрыгивает на вас, и вы эффектно уезжаете на скорой помощи в больничку вязать шапочки.
А еще я хочу открыть великую тайну. Не все ее знают. Трамвайные пути. Я имею в виду те участки автомобильной дороги, где трамвайные пути замощены или заасфальтированы вровень с самой дорогой. Вы стоите там в ожидании трамвая? Зря! От того, что вы там стоите, трамвай быстрее не приедет. А вот торопыга-автомобилист или какая-нибудь срочная служба типа скорой помощи, пожарной или полицейской машины запросто.
Дело в том, что автомобилям разрешено ездить по трамвайным путям попутного направления, если они закатаны вровень с дорогой. Мало того, даже если они не замощены, автомобили все равно там могут ездить, если они, конечно, не задевают брюхом рельсы. Будем считать это сценарием 10.
Увы, это тоже еще не все. Считаю необходимым добавить несколько моментов, когда водитель вас может не увидеть. Пробежимся быстренько без сценариев.
Бывает так, что водитель плохо следит за своей машиной. Лобовое стекло его авто всегда грязное, часто жирное или запотевшее. Или стекло очень старое и на нем густая сетка микротрещин и микроцарапин. Это сильно ухудшает видимость. Этот водитель видит блики, зайчиков, всякую фигню, но не вас. Особенно если он едет навстречу солнцу на рассвете или на закате. Не забывайте это. Если вы видите его с улицы, такого красивого и освещенного солнышком, еще не значит, что он видит вас.
А еще в холодное время года, когда на теплом лобовике сначала растаяли снежинки, а потом превратились в лед, водитель, проезжая под уличным фонарем, видит северное сияние. Он, конечно, поскоблит стекло, сделает узкую амбразуру, чтоб видеть дорогу, но этого сильно недостаточно, чтоб увидеть на обочине вас, особенно если на вашей одежде нет ничего светоотражающего.
К сожалению, в городах не всегда вовремя включают уличное освещение. Тут тоже живет маленькая засада. Водитель видит кучу разноцветных огней от рекламных щитов, вывесок магазинов, автомобилей, светофоров и это сильно отвлекает его.
Ой, что-то слишком много всего получается. И это при том, что еще можно на эту тему говорить и говорить. Но я хоть немного напомнила вам, что автомобили – это опасность, и относиться к ним и дороге надо много серьезнее. Девочки, запомните это сами и расскажите своим детям. Я своей дочке рассказала, это не сложно. Ну, и под занавес я скажу, наверное, основные три правила пешехода.
— В мгновение не остановится даже муха.
— Еще ни один светофор не сбил пешехода.
— Как бы вы правы на дороге ни были, больно будет прежде всего вам!