В статье «Укороченная Нева» я и мастер по ремонту отечественных вязальных машин Алексей Яковлев рассказывали о маленьких машинах. Вернее, я удивлялась, что такие бывают, а Алексей рассказывал о них, как о существующих динозаврах. Тогда я обещала, что будет рассказ и об удлиненных машинах Нева. И вот сейчас речь как раз о них.
Казалось бы, зачем такая длинная штука? В принципе ширины обычной Невы хватает на вязание изделия пятьдесят последнего размера. Но все же!
А нужна она для вязания пледов, покрывал, одеял и чехлов для танков. Я лично с удовольствием обвязала бы края жилета, о котором рассказывала в статье «Женский бесшовный жилет, декорированный шнуром».
Такое мощное стратегическое оборудование типа «Удлиненная Нева» мастерят домашние Кулибины самостоятельно по заказу мастериц. На поток это не поставлено, поэтому такое «зверьё» – уникальность в каждом случае. Жаль, что у меня нет соответствующих площадей, а то приобрела бы и штамповала что-нибудь эдакое.
Но, увы, не все так хорошо, как хотелось бы. Не каждая Нева может стать такой гигантской машиной. Есть некоторые подводные камни. И виной всех этим камням – жажда наживы некоторых руководителей в тяжелые девяностые, когда контроль качества приказал барахтаться самостоятельно, а политические преобразования разрешили барахтаться, кто как может.
О таких временах и болезнях некоторых вязальных машин как раз и рассказывает Алексей Яковлев в одном из своих постов в группе ВК «Вязальная машина Нева». Многие владелицы Невы уже знакомы с его рассказом, но, всё же, не все. Я предлагаю познакомиться с ним или просто вспомнить, а потом уже и анализировать, можно ли удлинять вашу помощницу, и какие именно машины брать с целью соединения их в одно целое.
На просторах Интернета много информации о вязальной машине «Нева-5», — пишет Алексей. — Кто-то её ругает, кто-то хвалит. Но «Нева-5» «Неве-5» рознь. Я сейчас попробую рассказать правду об этой машине.
Начнём с того, что начали её выпускать на машиностроительном объединении им. К.Маркса. В это объединение входили сам завод им. К.Маркса, завод «Вулкан» и завод «Вперёд». Всё объединение, естественно для того времени, работало на военную промышленность. Кроме того, партия и правительство поручили этому объединению выпустить что-нибудь для народа. Было решено изготавливать ручные вязальные машины. Так как «велосипед» уже давно был придуман на загнивающем Западе, изобретатели притащили несколько готовых разных машин их производства. Разобрали, посмотрели и создали в отличие от нынешних китайцев образец, по многим параметрам превосходящий западные аналоги. В чем естественно проигрывали, так это во внешнем виде.
Так и продолжали заводы «Вулкан» и им.К.Маркса штамповать остававшиеся дефицитными «Неву-5» под бдительным оком ОТК (отдел технического контроля), а впоследствии ещё и гос.приемки. Машины были качественными, простыми, непривередливыми к пряже, легкими в освоении. Единственными, кто смог подложить «ложку дёгтя» в эту «бочку мёда», были наши братья-украинцы из г.Луцка, которые поставляли счётчики рядов. В счётчиках они использовали детали, изготовленные из силумина, имеющего повышенную хрупкость.
Все продолжалось до 1992-го года, когда наши партийные руководители решили все развалить на государственном уровне. Естественно не выдержало и машиностроительное объединение им.К.Маркса, развалившись на три самостоятельных заводика. Вот тут-то и началось!
Запомните эту дату. 1992-й год. Этот год стал годом начала краха производства отечественных вязальных машин. И не малую лепту в это внёс завод «Вулкан». Если завод им.К.Маркса продолжал выпускать качественные машины (правда, было несколько неудачных проб и ошибок), то «Вулкан» просто, наплевав на любую порядочность, начал лепить откровенный брак. Может, помните то время, когда деньги обесценивались моментально и любые вещи раскупались, ещё не доехав до прилавка. Тут у них и попёрло…
Чтобы увеличить выпуск машин, решили упростить и удешевить «Неву-5». Перестали обрабатывать металлические детали, пластиковые стали лить из некачественного материала, а если не было в наличии каких-то комплектующих, их просто вычеркивали из паспорта. Но оптовики-покупатели брали всё подряд, ещё и стояли в очереди.
Был такой случай. Машины были практически собраны, но из Москвы не привезли иглы. Покупатель забрал всю партию без игл. Иглы были высланы позже, и заказчик уже самостоятельно вставлял их в другом городе. Но и это ещё не всё…
Остались ведь рабочие люди, руки которых ещё помнили, как правильно собирать вязальные машины. И тогда руководство уволило практически всех и набрало, как выразился мастер из их гарантийной мастерской, толпу «криворуких», которых уже ничто не останавливало лепить то, что они называли вязальными машинами. Выпускать машины стали в огромных количествах. Они очень быстро разлетались по стране, их расхватывали с огромным удовольствием, так как бренд «Нева» был очень популярен.
Этого руководителям завода «Вулкан» показалось мало. Они, посмотрев по сторонам, естественно упёрлись взглядом в завод им.К.Маркса и решили «стырить» их суперновейшие разработки, а именно вязальную машину 2,5 класса «Ладога-1» и двухфонтурную «Ладога-3». Так начали лепить свои аналоги, а именно «Неву-8» и «Неву-11». Китайцы тут вообще «отдыхают». Если те хотя бы внешне пытаются придать своим изделиям приличный вид ,то глядеть на русские конструкторы без слез не получается. Поэтому, читая на форумах слова людей о мучениях при работе на «Неве-5», хочется попросить посмотреть на год выпуска и название завода-изготовителя.
И еще немножко информации.
«Неву-6» хотели сделать как гибрид, соединив лучшее от «Невы-2» и «Невы-5». Но хотели как лучше, а получилось как всегда. Правда, в наши дни некоторые владелицы «Невы-5» покупают каретки от «Невы-6» для вязания интарсии.
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCR5KoDJ3FPS_PMTvf2cuFpg
Алексей в ВК: https://vk.com/id9316772
Группа в ВК: https://vk.com/nevapyat
Сайт: https://neva5.tiu.ru/