Большая экономика всегда начинается с маленькой. С той самой, которая рождается на кухне в самой обыкновенной бытовой рутине. Придумывается идея, потом эта идея обрастает деталями и рождается бизнес или строятся другие глобальные планы. Такие как приобретение путевки на отдых, покупка шубы, новой квартиры. Так началась и моя экономика. А как и что из нее выросло, я сейчас вам расскажу, поделюсь опытом.
При разводе, когда мы с дочкой, котом и папиным автомобилем на стоянке остались на одной моей зарплате, нашлись люди, смело заявившие во всеуслышание, что я в браке была исключительно нахлебницей и тяжело переживаю развод лишь потому, что потеряла кормильца. Несмотря на то, что их мнение сильно расходилось с действительностью, я пообещала себе, что докажу всем обратное.
Мне это было совсем не сложно, потому как экономить я умела и всегда знала цену каждому заработанному рублю.
В один прекрасный вечер я взяла обыкновенный листочек в клеточку, карандаш, достала из сумочки все свои чеки, что насобирала, и села за стол. Первое, что я сделала – это наверху написала «Семейный бюджет за март». Затем, немного подумав, я расчертила лист так, чтоб можно было вписывать в полученные поля, сколько и на что я потратила. В правом верхнем углу я оставила место для пунктов по приходу денег. Учла основное место работы, работу по совместительству и все свои шабашки. Назвала просто — «Приход денег».
Другие поля я объединила в «Расход денег» и как заголовки подписала: «Школа», «Автомобиль», «Бытовая химия», «Коммунальные платежи», «Телефон и Интернет», «Одежда» и «Питание». И в каждое соответствующее поле я выписала из собранных чеков все затраченные в марте суммы. Поселился мой бюджетный лист, конечно, на дверце холодильника.
В марте я этот листок переписывала трижды. Потому что появлялась необходимость редакции. В каждом новом варианте бюджетного листа появлялась новая статья расхода. Необходимыми оказались и «Здоровье», и «Подарки», и «Прочее». В лист вписывались все растраты в точности до рубля. В конце месяца я подсчитала, сколько и на что я потратила, сделала анализ разумности растрат и, конечно же, приготовила бюджетный лист на новый месяц. Так прошел и второй месяц, за ним третий, четвертый.
В магазинах я постоянно требовала чеки и, не стесняясь подруг, забегавших ко мне на рюмочку чая после работы, вписывала в волшебный листок все растраты. Пока не забыла. Не скрою, некоторые подруги, смотрели на меня как на идиотку, крутили пальцем у виска и задавали глупые вопросы.
Но мне на все это было наплевать. Потому что я, ведя такую бухгалтерию, наглядно видела, сколько я могу экономить, чтоб купить к зиме шубу. Я знала, куда я могу съездить в отпуск и на какую сумму могу сделать ремонт на любимой кухне. Я видела перспективы и могла смело планировать будущее. Через полгода я съездила в Соль-Илецк на 10 дней дикарем, а через два года с небольшим после первого бюджетного листа я без автокредита сменила папину классику на почти новую шкоду.
Нет, нельзя сказать, что во мне включилось скупердяйство. Мы с дочкой не отказывали себе в сладком, всегда баловали себя новыми нарядами, поход в кино для нас был обычным мероприятием. Мы научились отказываться от ненужного.
Самым смешным было то, что однажды у одной из подруг, той самой, что смеялась над моим экспериментом больше всех, на холодильнике я увидела такой же листок. Она тоже планировала свое будущее. Как и я, начав с малого, моя ученица открыла бизнес и доказала на примере, что мелкое планирование бюджета учит нас, дает опыт и возможность сделать шаг к большому успеху.