За час до назначенного времени Светлана и Алексей пошли на стоянку за машиной Алексея. Утро было морозное, и на редкость ясное небо как никогда сияло и радовалось восходящему солнышку.
Алексей заводил машину, а Светлана ходила вокруг нее и сметала со стекол варежкой ночную изморозь. Вдруг на мгновение стало как-то необыкновенно светло. Что это? Светлана стала вертеться вокруг себя в поисках источника света. Ничего необыкновенного вокруг себя не увидела. Странно! Машина что ли так ее осветила? Она развернулась навстречу потоку автомобилей. Поток был немаленьким, шли и маленькие, и большие машины, и ни одна из них не светила так ярко, какой была вспышка. Светлана пожала плечами и продолжила обмахивать стекла. Алексей в машине тоже заметил вспышку и оглядывался. Искал, что же это был за свет.
Только через два часа им позвонят и спросят, все ли у них нормально. Только потом они узнают, что это был свет вспышки Чебаркульского метеорита, пролетающего чуть в стороне от города и рассыпавшегося на части в полутора сотнях километров. В тот день жители многих соседних городов почувствовали на себе силу удара взрывной волны. Тогда снесло немало заборов и гаражных ворот, повыбивало немало оконных стекол, в Челябинске ударной волной даже сдуло стены ветхоаварийного цинкового завода. Благо, его не эксплуатировали уже несколько лет. Но с осколочными ранениями и сердечными приступами к врачам обратились в тот день тысячи жителей области. Даже в дурдомах творилась такая неразбериха, что в первый час после полета пришельца в белые рубахи «запаковали» даже часть персонала, утверждающего, что в небе летают светящиеся хрени.
На осмотр никто не опоздал. Прибыл даже виновник. С вокзала он прикатил на такси. Таксист, видимо, не совсем понимал, что произошло с машиной или успел наслушаться от дрыща партию сказок о ДТП. Он все время влезал в процесс осмотра и выдавал во всеуслышанье фразы типа «машина-то не новая была!», «зачем ей новые детали?» и подобное, на что Светлана зло зыркнула на него и зашипела:
— У меня была НОВАЯ машина! Пробег у нее всего около пятьдесят пяти тысяч в отличие от твоей махарайки, и вообще не лезь не в свое дело!
Таксист вжал голову в плечи, укутался поплотнее в куртку и спрятался в свою видавшую виды десятку. Светлана посмотрела на нее. Ну, все понятно. Вкруговую битая. Дяденька-то еще тот водЯтел.
Дрыщ был одет очень легко. Было видно, как он сильно дрожал от мороза. Был он молчалив. Понимал, что лишний его пук может привести к мордобою, Светлана что было сил держала себя в руках, чтоб не накинуться и не порвать его на куски за дочь, за машину и всю нервотрепку, которую ей приходится и еще придется вытерпеть с этой бумажной волокитой.
Осмотрели. Страховой агент при Светлане составил акт осмотра, прочитал его и попросил расписаться. Все выглядело прилично, акт был большой.
Вечером в тот же день из Прохоровска приехали офицеры из ГИБДД. Необходимо было допросить несовершеннолетнюю Машу. Как же все было? А то вдруг мама врет? Допрос-дознание был в присутствии Светланы и Алексея. Все прошло хорошо. Закончив с допросом, дознаватели достали из папки распечатанный скан запроса из страховой компании, который Светлана отправляла неделю назад. Нужные документы были уже в страховой, а тут на тебе! Еще по экземпляру. Красота! Ничего! Не помешают. Женщина улыбнулась себе. Но вместе с теми документами они достали еще один. Это была справка о пострадавших.
Алексей взял, почитал.
— А почему стоит галочка, что скорую не вызывали? Вам ведь много раз это говорили. Вы глухие? Или вам страховая доплачивает за такие документы?
Дознаватель тут же поставил галочку в нужном поле, лишнюю зачеркнул, написал что-то вроде «Исправленному верить» и расписался.
— Вот теперь, Светлана Алексеевна, эту справку нужно в страховую увезти.
— Ну, надо, значит, надо! Унесу.
На следующей неделе Светлана опять пошла по инстанциям. Полноценный обед в середине рабочего дня уже давно перестал использоваться по назначению. Благо, Светлану в офисе любили и не отказывали в помощи. Помочь и отвезти ее куда-нибудь по пути стало уже обычным делом. Но злоупотреблять Светлана не любила и в этот раз уехала на маршрутке.
В страховой Светлану уже помнили.
— Здравствуйте! – вежливо поприветствовала ее девушка-консультант. — Что-то опять случилось? Вы ведь уже все документы, кажется, сдали.
— Еще одну справочку привезла.
— Пойдемте. – И девушка провела Светлану без очереди.
Когда принимающая документы девушка увидела справку о пострадавших, она потерла лоб и выдала:
— Знаете? Мы должны будем отказать Вам в делопроизводстве.
— Как это? – Светлана округлила глаза. Стало жарко. – Уже и осмотр был.
— Если есть пострадавшие, надо обращаться строго в страховую компанию виновника. Без пострадавших две компании сами бы урегулировали спор, а в Вашем случае только туда. Таков закон.
— Но, простите… — Светлана чуть не плакала. – Как же так? Я же у Вас тогда еще спросила, все ли в порядке? Нет ли еще каких вопросов?
— Но вы же не дали нам справку о пострадавших! – Пыталась оправдаться девушка.
— Но я же спросила: Нет ли еще каких вопросов?
Светлана уже кричала. На звуки скандала вальяжной походкой пришаркал тот огроменный неухоженный увалень – начальник отдела. Он встал у стола девушки, хлопал своими глазенками и молчал, открыв рот.
— Почему Вы не задали мне вопрос о пострадавших? – Не успокаивалась Светлана. Почему Вы не сказали мне тогда, что в случае с пострадавшими надо только в страховую виновника? Почему? Почему?
— А разве Вы это сами не знаете?
— А я не каждый день в ДТП попадаю! Мне неоткуда это знать! Это Вы, как работники страховой, обязаны мне говорить, обязаны спрашивать! Я Вам, когда страховала свою машину, за это деньги платила! И заметьте, немалые!
Посетители страховой, такие же пострадавшие, оформлявшие свои случаи за соседними столиками, внимательно следили за перепалкой. Кто-то ехидно улыбался, а кто-то и выводы для себя делал. Девушка изо всех сил защищалась и тоже перешла на крик.
— Так вас тут ко мне по пятьдесят человек ходит! Я что? Каждого должна опрашивать, были ли пострадавшие?
— Конечно! Ты не должна! Ты обязана! Тебе тут за это деньги платят. – Светлана не давала девушке даже слово вставить. – И неважно, кто и сколько к тебе тут ходит. Ты понимать должна, что люди к тебе приходят часто после огромного стресса. И не все после этого стресса могут адекватно воспринимать реальность. И не все вообще в документах разбираются. Ты обязана каждому помочь! Ко мне по сотне в день ходят, и все получают помощь!
Девушка замолчала. Молчали все! Начальник отдела не знал, что сказать, и продолжал стоять у стола побежденной барышни.
— Отдайте мне все мои документы. – Приказала Светлана. – И напишите на листке адрес той страховой.
Девушка стала объяснять, где находится ближайший офис их конкурентов.
— Я попросила, напишите мне на листке. Я так могу не запомнить. Можете считать меня неадекватной. Я – ваш клиент, и вы обязаны именно написать мне нужный адрес.
Получив все желаемое, Светлана тяжелым шагом двинула к выходу. Последнее, что она сказала, это «Дай Бог Вам никогда не испытать все, что я испытываю сейчас с этой волокитой!» и хлопнула дверь, оставив всех в гробовой тишине.
— А ведь она права! Еще одно замечание в твой адрес, лишу премии. – Одумавшись, сухо сказал начальник отдела по урегулированию убытков своей покрасневшей сотруднице.
Но Светлана этого уже не слышала. Она уверенной походкой шагала в офис Росгосстраха. Распаленная женщина не чувствовала холода. Идти было недалеко. Через двадцать минут Светлана была уже в другом офисе.
Посетителей не было, что подтвердило предположение Светланы о том, что компания – не самая распространенная, а, следовательно, и не самая щедрая на выплаты. Девушки приняли потерпевшую вежливо.
— Добрый день. Что у Вас случилось?
— Да, девочки, здравствуйте. Можно по порядку? – уселась на предложенный стул Светлана и достала документы.
— Да, конечно! Мы Вас слушаем.
Светлана долго рассказывала, что произошло, с чем столкнулась. Девушки слушали с пониманием, но принимать заявление не желали. Объяснение все то же. Нужен владелец авто. Ну, надо, так надо. Мама приедет. Надо еще и осмотр снова проводить. Тут выяснилось, что Росгосстрах на осмотр требует только присутствие автовладельца и вовсе не требует присутствия виновника. Странно как-то. То, что вызывать виновника повторно уже не надо, принесло некоторое облегчение.
С горем пополам Светлана добилась, чтоб девушки позвонили в головной офис компании и зарегистрировали факт аварии: где, когда, кто с кем и с какими последствиями. Появился номер страхового дела. Уже что-то. Имея на руках номер дела, Светлана потребовала сразу назначить и время осмотра.
— Но нельзя же без заявления! – возмутились девушки.
— Да будет заявление! Назначьте день осмотра, а за день до осмотра мы и заявление напишем. Не гонять же маму-пенсионерку по морозам из города в город. Один раз приедет, и все сделаем.
Время было назначено, и мама снова приехала в гости. Все по второму кругу. Заново.
Документы приняли быстро, но и в этой страховой без неприятностей не обошлось. Конфликт произошел при составлении акта осмотра автомобиля. В обещанное время акт никто предоставлять, как оказалось, и не собирался. Его составлять стали при Светлане и с большой неохотой. Страховщик то и дело отвлекался на всякие глупости, чем сильно стал раздражать и без того агрессивную Светлану. Она наклонилась поближе к составляемому акту и снизу вверх посмотрела прямо в глаза оценщику. Ее лицо очень близко к его лицу. Светлана улыбнулась ему и заявила:
— Ну, так мы работать будем? Или будем коллективно решать глобальные мировые проблемы по смене картжиджа в принтере чужого офиса?
Оценщик вздохнул и продолжил дело.
— В машине был еще датчик температуры.
— Я его не видел. – Грубо отрезал оценщик. Низкорослый упитанный холеный парень, назвавшийся ранее Валерием, откровенно издевался. Светлана чувствовала, что он пытается сделать из нее дуру, ожидала, что он впишет в акт далеко не все, и уже приняла решение искать независимого оценщика.
— А почему Вы не вписали сработавшую подушку безопасности и вышедшие из строя ремни? – Спросила оценщика Светлана. Первое, что она услышала в ответ, это было малопонятное «Ой, блин, забыл, не сфотографировал», которое оценщик пробурчал себе под нос.
— Как не сфотографировал? – Светлана удивилась. – Вам же еще в гараже я лично сказала, что она сработала. Еще отметила, что и ремни не вернулись в исходное состояние. Разве вы не помните?
— Это я отлично помню.
— Так в чем же дело? Пишите!
— Нет. Не буду.
— Но, почему?
Страховщик нашелся, чем себя защитить. Он достал копию справки о ДТП и ткнул пальцем в поле, где были вписаны полученные в аварии дефекты.
— Потому что сюда инспектор вашу подушку не вписал.
— Но это не говорит о том, что она цела. Инспектор много еще что не вписал.
— Не вписал, значит, все было целое.
— Вы в своем уме? По-вашему, получается, что я сама после аварии эту подушку из руля выцарапала?
— Именно так! Вы сами ее оттуда достали. Или она у вас до ДТП была уже неисправна.
— Что? – Светлана задыхалась от гнева.
— Что. Что… Что слышали… — Далее страховщик уже откровенно хамил, не желая уступать женщине, которая была права. Он издевался и ему это явно нравилось. Светлана сидела и молчала, глядя прямо в глаза подлецу. Спорить больше не хотелось. Бесполезно. Он сам себе перечил. Мысли в ее голове неслись быстро. Инспектор на месте аварии вовсе не обязан был вписывать в справку подушку. Он описал повреждения только поверхностно. А ты, господин Валерий, несмотря на справку, вписал в акт и несколько деталей, которые в справке даже полусловом не упоминались. А подушку ты просто сам не сфотографировал. Сам облажался. Это твои проблемы. А теперь орешь на пострадавшего. Тебе это боком выйдет. Я этого так не оставлю.
Дослушав, Светлана тоже ткнула пальцем в справку.
— Не надо кивать на инспектора. Он не обязан на месте ДТП делать твою работу, описывая все повреждения. Иначе, зачем ты тут работаешь? И еще. Этот инспектор за свои каракули уже получил лишение звездочки. Минус один лейтенант. А ты нагло провоцируешь судебный процесс против своей конторы. И ты его получишь.
— А мне плевать!
— Дайте мне мою копию акта осмотра! Я должна знать, что мне заказывать для ремонта.
— Не имею права. Пишите заявление, и девушки вам его выдадут.
Светлана пересела со стула на стул и написала заявление. В понедельник ей пообещали выдать нужный ей документ.
Когда Светлана уходила, он попытался зацепить ее еще раз и вызывающе крикнул ей в спину:
— До свидания!
— Прощайте! – дерзко ответила разгневанная женщина.
— Но, Вы же к нам еще придете!
— Не!!! – отрицательно и очень уверенно покачала головой. – Приду не я! Придет мой адвокат.
И закрыла за собою дверь. Уверенность в том, что будет жалоба в головной офис Росгосстраха, будет независимая оценка, что будет суд, после этого конфликта была уже стопроцентной. Вернувшись на работу, Светлана активный поиск специалиста, который сможет защитить ее интересы.
Содержание
• Минус один
• Второе февраля
• Дела офицерские
• Любезные страховщики
• Главное – не сдаваться!
• Первое апреля
• Суд